Падение доли российского кино – провал или закономерность? » ТелеВести.Ру - Новости ТВ, Новости телевидения, ТВ, Все о телевидении в Москве и России, Масс-медиа, Новости интернета, Новости радио
Мы в социальных медиа:
» » Падение доли российского кино – провал или закономерность?

Падение доли российского кино – провал или закономерность?

20 декабря 2012
В Москве подвели итоги 2012 года: согласно последним данным, доля отечественного кино в российском бокс-офисе упала на пару процентов по сравнению с предыдущим годом. О том, почему это не провал, а закономерность, рассказали Александр Роднянский, Сергей Сельянов и Федор Бондарчук.

На пресс-конференции, озаглавленной «Итоги господдержки кино в 2012 году», собрались представители индустрии — помимо вышеупомянутых продюсеров на мероприятие пришли режиссеры Ренат Давлетьяров и Андрей Прошкин, а также главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, Олег Иванов из Romir Movie Research и глава Фонда кино Сергей Толстиков.
 
Олег Иванов озвучил цифры: в 2012 году, согласно прогнозу, сборы составят 40,5 млрд. рублей, с ростом в 15 % относительно прошлого года. Как следует из анализа, рост этот обусловлен ценами на билеты, а не увеличением посещаемости.
 
Посещаемость кинотеатров выросла лишь на 1,4 %, тогда как средняя цена дошла до отметки 235 рублей, прибавив 13,5 %. Посещаемость отечественных картин упала на 8,8 %, тогда как сборы остались практически на том же уровне. Доля сборов российского кино составит 13,8 %, что на 2% меньше, чем в прошлом году. В середине нулевых и до 2009 года этот показатель был выше практически вдвое — 22-29%.
 
Причин много — Министерство культуры не финансировало запуски новых картин, из-за кризиса резко сократился объем частных инвестиций, и фильмов было произведено меньше, в то время как западные мейджоры активизировались и насытили рынок зарубежной продукцией. При этом цена билета продолжала расти, меняя поведение посетителей кинотеатра, делая их более избирательными. Сейчас на редкий российский фильм приходит больше 2 млн зрителей, в 2012 году эту планку преодолел только «Духless».
 
В качестве мер по улучшению ситуации и увеличении доли российского кино Иванов привел увеличение объемов производства. Статистически, если производить больше фильмов, и количество картин, собирающих хотя бы 1,5-2 млн зрителей, вырастет хотя бы до 20, доля в общих сборах тоже увеличится. Для этого потребуется привлечь около 3 млрд частного капитала, параллельно требуется решить проблему пиратства. Наконец, Иванов предложил оставить единый «центр управления полетами», то есть один отвечающий за финансирование институт, а не два, как сейчас.
 
Недавно проведенная реформа распределения государственной поддержки кинематографа, благодаря которой Министерства культуры и Фонд кино должны будут выделять деньги в примерно одинаковом объеме, только запутал представителей индустрии. Фонд кино, в отличие от Минкульта, является более гибким и оперативным институтом для выделения средств, считает продюсер Сергей Сельянов. Центр поддержки российского кино должен быть один, согласился с Ивановым продюсер. Ренат Давлетьяров поддержал коллег и посетовал на то, что кинематографистам приходится каждый год играть по новым правилам. «Хочется пожить хотя бы 2-3 года в установленных правилах игры. Какие-то шаги Министерства внушают оптимизм, другие вызывают вопросы», — сказал режиссер и продюсер.
 
Федор Бондарчук напомнил, что скромные результаты российского кино в прокате — не столько показатель качества фильма, сколько показатель качества проката. В пример он привел фильм Авдотьи Смирновой «Два дня», у которого высокий рейтинг на КиноПоиске и хорошие отзывы, но аудитория увидела его уже в Интернете, а не в кинотеатрах. Продюсер рассказал, как было принято решение ждать 9 месяцев для успешного релиза «Духlessа»: выйди фильм в другое время, он бы не собрал такую кассу, уверен Бондарчук. Сейчас та же задача — правильно выстроить прокат — стоит перед ним как перед продюсером фильма «Одноклассники.ru». Фильм скоро будет готов, но прокатчики предлагают выпустить его через 11 месяцев, не раньше.
 
Продюсер Александр Роднянский назвал четыре мифа, существующих в российской индустрии кино. Первый — то самое падение доли в сборах, которое связано во многом с отсутствием фильма-лидера. «В 2005 всю долю российского кино сделали два фильма — „Турецкий гамбит“ и „Девятая рота“. Так же было в 2008 году с „Иронией судьбы“. Если бы в 2012 году был бы такой лидер, мы бы радостно говорили о гигантском успехе нашего кино». Второе — понятие «массовой аудитории», под которым подразумеваются молодые люди в возрасте от 14 до 21 года в размере 2 млн человек, тогда как советские хиты собирали 50-70 млн зрителей другой возрастной категории. В кинотеатрах просто отсутствует эта аудитория, которая является ключевой для традиционных жанров российского кинематографа — драм и качественного авторского кино.
 
Третий миф, по мнению Роднянского, — идея о квотах, которые якобы есть во Франции и других странах, где их на самом деле нет. Четвертый — «социально значимое кино», под которым понимается что-то, понятное только чиновникам. «Социально значимое кино — это талантливое кино, на мой взгляд. Это любой талантливый фильм любого талантливого режиссера, и он не должен укладываться в обозначенные „социально значимые“ темы», — сказал Роднянский.
 
«Беспокоят определенные инициативы, в том числе инициатива определения тем для кино. Наша система управления сложна и не вполне понятна. Мы с коллегами ощущаем растерянность и непонимание того, как будет организована работа в следующем году», — поделился с журналистами Андрей Прошкин. «В нашей стране нет разумной кинополитики», — считает Даниил Дондурей, сетующий на то, что в стране всего 219 залов из 2800 показывают авторское кино.
 
Очевидно, что новая политика Министерства культуры в отношении господдержки кино смущает и кинематографистов, и руководство Фонда кино, в течение пары лет выстраивавшего определенную политику финансирования и продвижения отечественных картин. Так, например, неясной остается судьба международных проектов Фонда, который представлял российское кино на международных фестивалях и привозил в Москву прокатчиков и отборщиков из-за рубежа в рамках Red Square Screenings. Пока Фонд кино планирует работать на Берлинском кинорынке в рамках Международного кинофестиваля, который пройдет в феврале 2013 года. Однако будет ли Фонд развивать международную деятельность и дальше, остается неизвестным.

www.kinopoisk.ruскачать dle 11.0фильмы бесплатно