Гигантские черные дыры имеют феноменальную скорость вращения » ТелеВести.Ру - Новости ТВ, Новости телевидения, ТВ, Все о телевидении в Москве и России, Масс-медиа, Новости интернета, Новости радио
» » Гигантские черные дыры имеют феноменальную скорость вращения

Гигантские черные дыры имеют феноменальную скорость вращения

28 февраля 2013

Американский орбитальный телескоп NuSTAR изучил сверхмассивную черную дыру в галактике NGC1365 и получил данные сверхвысокого разрешения, позволившие астрономам очень точно вычислить скорость и направление вращения подобных объектов, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

РИА Новости отмечает, что сверхмассивные черные дыры существуют в центре практически любой галактики. В отличие от черных дыр, возникающих при коллапсе звезд, их масса в несколько миллионов раз больше солнечной. Считается, что сверхмассивные черные дыры вращаются вокруг своей оси, и вычисление скорости вращения поможет понять, как формировались подобные объекты в ранней Вселенной.

Группа астрофизиков под руководством Фионы Харрисон (Fiona Harrison) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США) выяснила, что крупные черные дыры в центрах галактик вращаются с очень высокой скоростью, изучив данные, собранные орбитальной обсерваторией NuSTAR.

Как объясняют ученые, черные дыры крайне сложно изучать из-за их природы, препятствующей "побегу" света или материи из ближайших ее окрестностей. Поэтому астрофизики изучают их по искривлению пространства, которое возникает из-за огромной массы черной дыры. Эти искривления отражаются в спектре рентгеновского излучения, вырабатываемого в диске аккреции и в джете черной дыры, что позволяет вычислить ее массу, скорость вращения и другие параметры.

Хариссон и ее коллеги проанализировали спектр излучения ядра галактики NGC1365 в самой "верхней" части рентгеновского диапазона, объединив данные, полученные космическим телескопом NuSTAR и его "коллегой" XMM-Newton. Оказалось, что гигантская черная дыра массой в два миллиона солнц в центре NGC1365 вращается очень быстро, достигая 84% от максимально возможного значения угловой скорости.

Данное открытие ставит под сомнение возможность формирования таких черных дыр внутри гигантских облаков газа и пыли, что считалось одной из самых правдоподобных гипотез их развития. По их словам ученых, "разгон" черной дыры потребовал бы гигантской плотности газа, что невозможно из-за его быстрого разогрева излучением джета и последующего разрушения. По всей видимости, сверхмассивные черные дыры набирали массу "порциями", периодически поглощая относительно большие и плотные куски материи. Это и привело к их "разгону" до сверхвысоких скоростей, заключают астрономы.