Важный сегмент ПБУ 12/201019 апреля 2011
Отечественное законодательство вновь запустило процесс обновления стандартов, влияющих на качество услуг по бухгалтерскому сопровождению деятельности предприятий. Смена ПБУ стандарта 12/2000 на нормы, изложенные в 12/2010, обязывает всех работников, оказывающих услуги по ведению бухгалтерии своим нанимателям изменить политику информирования по сегментам. Напомним, что устаревшие правила ПБУ 12/2000 обязывали употреблять данные нормативы совместно с ведением сводной бухгалтерской отчетности. Устаревший свод нормативов употреблялся в отчетности головных организаций, имеющих дочерние или зависимые от центрального органа структуры. Обновленный стандарт 12/2010 распространил свое действие на всех эмитентов ценных бумаг, которые можно встретить в открытом доступе. Для остальных субъектов хозяйственной деятельности это правило не обязательно, а кредитные институты вообще избавлены необходимости следовать нормам ПБУ 12/2010. Согласно стандартам 2010 года выделение отчетных сегментов является операцией, основная цель которой заключается в мониторинге сведений о результатах и показателях деятельности прибыльной организации. Аккумулирование и анализ информации производится с целью ознакомления с ней лиц, имеющих соответствующие рычаги влияния. На проводимую работу в значительной мере влияет принятый в организации стандарт управления, влияющий на саму основу выделения сегмента. В политике определения основы сегмента принято использовать следующую базу: - продукция (товары, услуги, работы и прочее), - целевая аудитория (покупатели, заказчики), - территориальное месторасположение - части структуры (подразделения, дочерние компании и прочее). В этом состоит еще одно отличие нынешнего ПБУ 12/2010 от устаревших стандартов, предполагавших использование всего двух разновидностей сегментов – территориального и операционного. Необходимо заметить, что список базы для выделения обособленных сведений может расшириться за счет иных вариантов сегментов, которые, впрочем, можно объединить в единое целое (при условии сходных правил выделения). Общепринятые рекомендации настаивают на выделении не более 10 сегментов, а при наличии большего числа вариантов следует произвести объединение. Для выбраковки информации в один из сегментов необходимо следить за выполнением следующих правил: Всю информацию, которую нельзя отнести к одному из 10 сегментов, необходимо аккумулировать в раздел «Прочие сегменты». |